суббота, 11 октября 2014 г.

Речевая карта от 4 до 7 лет для детей с ОНР. Н. В. Нищева

Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка______________________________________________________
Дата рождения, возраст_____________________________________________________
Домашний адрес __________________________________________________________
Домашний телефон________________________________________________________
Откуда поступил___________________________________________________________
Сведения о родителях:
мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов) _________________________________________________________________________
отец (фамилия, имя, отчество, возраст на момент рождения ребенка)
_________________________________________________________________________
Национальный язык________________________________________________________
Двуязычие ____ ___________________________________________________________
Решения ПМПК
Решением ПМПК от_____________________ протокол № ________________________
принят в логопедическую группу на срок______________________________________
 Заключение ПМПК________________________________________________________
Дата заполнения речевой карты_____________________________________________
Логопед _________________________________________________________________
* * *Решением ПМПК от _______ продлен срок пребывания в логопедической группе с диагнозом_______________________________________________________________
на срок___________________________________________________________________
Ответственный за продление________________________________________________
Члены ПМПК______________________________________________________________
* * *
Решением ПМПК от _____________ продлен срок пребывания в логопеди­ческой группе с диагнозом_________________________________________________________________
на срок_____________________________________________________________________
Ответственный за продление__________________________________________________ 
Члены ПМПК________________________________________________________________
* * *
Решением ПМПК от ______________ выпускается из логопедической группы с (состояние речи) ____________________________________________________________
в (тип ДОУ, школы)___________________________________________________________
Ответственный за выпуск____________________________________________________ _
Члены ПМПК________________________________________________________________
Общий анамнез
Неблагоприятные факторы развития ____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перенесенные заболевания:
до года ____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
После года__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ушибы, травмы головы________________________________________________________
____________________________________________________________________________
судороги при высокой температуре____________________________________________
Раннее развитие
Голову держит с (в норме: с 1,5 мес.) ____________________________________________
Сидит с (в норме: с 6 мес.) _____________________________________________________
Ползает с (в норме: с 6—7 мес.)________________________________________________ 
Стоит с (в норме: с 10—11 мес.)_________________________________________________ 
Ходит с (в норме: с 11—12 мес.) ________________________________________________
Узнает близких с (в норме: с 2,5—3 мес.)_________________________________________
Первые зубы появились в (в норме: в 6—8 мес.)__________________________________
 Количество зубов к году (в норме: 8 зубов) _____________________________________
Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии (на основании медицинской карты)
Педиатр ____________________________________________________________________
Невролог____________________________________________________________________
Психоневролог_______________________________________________________________
Оториноларинголог__________________________________________________________
Офтальмолог________________________________________________________________
Хирург______________________________________________________________________
Ортопед____________________________________________________________________
Речевой анамнез
Гуление в (в норме: с 2-х мес.)__________________________________________________
 Лепет в (в норме: с 4—6 мес.) _________________________________________________
Первые слова (в норме: около года) ____________________________________________
Первые фразы в (в норме: от 1,5 до 2-х лет)______________________________________ 
Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине_____________________________
Использование жестов (замена речи, дополнение речи)____________________________
Отношение членов семьи к речевому дефекту____________________________________
Занимались ли с логопедом____________________________________________________
Результаты занятий с логопедом________________________________________________
Исследование поведения и эмоциональной сферы
1. Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избира­тельно, проявляет негативизм) _______________________________________________________
2. Адекватность эмоциональных реакций________________________________________
3. Устойчивость эмоциональных реакций (наличие импульсивности или эмо­циональная стабильность) ______________________________________________________________
Исследование неречевых психических функций
1. Исследование слухового восприятия
Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна, маракасов) ___________________________________________________________
Определение направления звука_______________________________________________
Восприятие и воспроизведение ритма___________________________________________
         с 4 лет                                                с 5 лет                                     с 6 лет
_ _ . .   _______                                 _ _ . . _  ______                    _ _ . . _ _  ______ 
_ . . _   _______                                 _ . . _ _  ______                    . . _ _ _ _  ______
. . _ _   _______                                 _ _ . . .  _______                                   _ . . . _ _    ______
2. Исследование зрительного восприятия
Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам — соответствующие по цвету шарфики): _________________________________________
 4 года (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) _________________________
5 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, бе­лый, розовый, черный) ____________________________________________________________________
6 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фио­летовый, розовый, коричневый, серый, белый, черный) ____________________________________________
____________________________________________________________________________
Восприятие формы (показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы)
4 года (круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб)________________________________
 5 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб)___________________
6 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, много­угольник, шар, куб, цилиндр) _________________________________________________________________
3. Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления
Ориентировка в пространстве:
4 года (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впере­ди, сзади)______________________________________________________________________
5 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впере­ди, сзади, слева, справа) _____________________________________________________________________
6 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впере­ди, сзади, слева, справа, слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу)______________________________________________________________________
Ориентировка в схеме собственного тела:
4 года (показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу)_________________
 5 лет (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо)_____________________
 6 лет (показать правой рукой левый глаз, левой рукой — правое ухо)________________
____________________________________________________________________________
Складывание картинок из частей:
 4 года (2—4 части, вертикальный и горизонтальный разрезы)______________________
5 лет (4—6 частей, вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы)____________________________________________________________________
6 лет (6—8 частей, вертикальный, горизонтальный, диагональный и фигурный разрезы) ____________________________________________________________________________
Складывание фигур из палочек по образцу:
 4 года («стульчик» и «кроватка» из четырех палочек, «лесенка» из пяти палочек)______ ____________________________________________________________________________
 5 лет («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи па­лочек)__________ ____________________________________________________________________________
Складывание фигур из палочек по памяти:
6 лет («елочка» и «дерево» из шести палочек, «лодочка» и «лесен­ка» из семи палочек) ____________________________________________________________________________
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) ______________________________________
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двой­ной ряд зубов)__ ____________________________________________________________________
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, пере­крестный)___________________________________________________________________
Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укорочен­ное, субмукозная щель) ___________________________________________________________
Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленько­го язычка) ____________________________________________________________________________
Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический» гипертрофия корня языка) ________________________________________________________________
Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области) ________________________________________________________
Исследование состояния моторной сферы
1. Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, актив­ность, координация движений — заполняется после проведения тестовых уп­ражнений)
4 года______________________________________________________________________
5 лет_______________________________________________________________________
 6 лет_______________________________________________________________________
Выполнение упражнений:
4 года (попрыгать на двух ногах, прыгнуть в длину с места, пото­пать ногами и похлопать руками одновременно, бросить мяч от груди, поймать мяч)______________________________________________________________________
5 лет (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыг­нуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновре­менно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыг­нуть через небольшую мягкую игрушку)_________________________________________________________________
6 лет (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыг­нуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновре­менно; бросить мяч от груди, из-за головы; подбросить и поймать мяч; влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее)________________________________________________________________________
2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к пере­ключению, наличие леворукости или амбидекстрин — заполняется после тестовых упражнений)
4 года ______________________________________________________________________
5 лет_______________________________________________________________________
6 лет_______________________________________________________________________
Кинестетическая основа движений:
4 года (сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом — на левой руке) _______________________________________________________
5 лет (одновременно вытянуть указательный и средний пальцы пра­вой руки, потом левой руки, обеих рук) ________________________________________________________
6 лет (одновременно вытянуть указательный палец и мизинец пра­вой руки, потом левой руки, обеих рук; поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом — на левой) ___________________________________________
Кинетическая основа движений:
4 года (поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот)____________________________________________________
5 лет (упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак — ребро — ладонь» ведущей рукой) ____________________________________________________________
6 лет (упражнение «Игра на рояле», проба «кулак — ребро — ладонь» правой рукой, левой рукой) _______________________________________________________________
Навыки работы с карандашом:
4 года (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии, круги)________________________________________________________________
5 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, челове­ка)______________
 6 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека)___ ____________________________________________________________________________
Манипуляции с предметами:
4 года (умение застегивать и расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую, из одной емкости в дру­гую)________________________________________________________________________
5 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и раз­вязывать шнурки) ____________________________________________________________________________
6 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и раз­вязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой раз­рез, вырезать круг из квадрата) ____________________________________________________________________________
3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок — заполняется после прове­дения тестовых упражнений)
 4 года______________________________________________________________________
 5 лет_______________________________________________________________________
 6 лет_______________________________________________________________________
Выполнение упражнений:
4 года (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови; наморщить нос, надуть щеки)____________________________________________________________
5 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови; надуть щеки, втянуть щеки; наморщить нос) _________________________________________________
6 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; прищурить глаза; нахмурить брови, поднять брови, надуть правую щеку, левую щеку, втянуть пра­вую щеку, левую щеку)__________
____________________________________________________________________________
Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок:
 4 года______________________________________________________________________
 5 лет_______________________________________________________________________
 6 лет_______________________________________________________________________
4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движе­ний, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка — заполняется после проведения тестовых упражнений)
 4 года______________________________________________________________________
 5 лет_______________________________________________________________________
 6 лет_______________________________________________________________________
Движения нижней челюсти:
 4 года (открыть и закрыть рот)_________________________________________________
 5 лет (открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков) ____________________________________________________________________
6 лет (открыть и закрыть рот; открыть и -закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков; подвигать нижней челюстью вправо-влево)______________________________________________________________________
Движения губ:
4 года (растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой»)______________
5 лет (растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой», чередовать выполнение указанных упражнений) ___________________________________________
6 лет (растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубоч­кой», чередовать выполнение указанных упражнений; поднять верх­нюю губу, обнажив верхние зубы; опустить нижнюю губу, обнажив нижние зубы)___________________________________
Движения языка:
4 года (показать широкий язычок — «лопату», показать узкий язы­чок — «жало», положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю — «качели»; коснуться кончиком языка сначала левого угол­ка губ, потом — правого — «маятник»)_________________________________________________________________
5 лет (показать широкий язычок — «лопату», показать узкий язы­чок — «жало», чередовать выполнение указанных упражнений; по­ложить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю — «ка­чели» ; коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом правого — «маятник»)______________________________________________
6 лет (показать широкий язычок — «лопату», показать узкий язы­чок — «жало», чередовать выполнение указанных упражнений; по­ложить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю — «ка­чели»; коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом правого — «маятник»; облизать кончиком языка губы по кругу — «вкусное варенье»)___________________________________________________________________
Движения мягкого нёба (широко открыть рот и зевнуть):
 4 года______________________________________________________________________
 5 лет_______________________________________________________________________
6 лет_______________________________________________________________________


Исследование состояния импрессивной речи
1. Пассивный словарь.Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов):
4 года______________________________________________________________________
5 лет_______________________________________________________________________
6 лет_______________________________________________________________________
Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию):
 4 года (игрушки, одежда, обувь, посуда) ________________________________________
 5 лет (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы)______________
____________________________________________________________________________
6 лет (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, до­машние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транс­порт)________________________
____________________________________________________________________________
Понимание действий (показать по предложенным картинкам):
4 года (девочка сидит, стоит, лежит, идет; мальчик ест, пьет, чита­ет, рисует)_____________________________________________________________________
5 лет (птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет)____________ ____________________________________________________________________________
6 лет (строитель строит, уборщица убирает, продавец продает, поку­патель покупает) ____________________________________________________________________________
Понимание признаков (показать по предложенным картинкам):
4 года (большая чашка, маленькая чашка; красный шар, синий шар, желтый шар, зеленый шар; сладкая конфета, кислый лимон; круг­лый торт, квадратный торт)______
____________________________________________________________________________
5 лет (круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое ле­карство, сладкое варенье)____________
____________________________________________________________________________
 6 лет (прямоугольная салфетка, многоугольная салфетка; молодой человек, старый человек; веселый мальчик, грустный мальчик; вы­сокий дом, низкий дом)_______________________________________________________________________
2. Понимание различных форм словоизменения
Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам):
 4 года (дом — дома, кот — коты, кукла — куклы, груша — груши, ведро — ведра)__
____________________________________________________________________________
 5 лет (глаз — глаза, стул — стулья, лист — листья, окно — окна)_____________________
____________________________________________________________________________
 6 лет (рукав — рукава, пень — пни, гнездо — гнезда, перо — перья, ухо — уши)____ ____________________________________________________________________________
Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами:
4 года (в, на, у)_______________________________________________________________
5 лет (в, на, у, под, за, по)______________________________________________________
6 лет (в, на, у, под, над, за, по, с, из, из-за, из-под)_________________________________
Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:
4 года (стол — столик, машина — машинка, ведро — ведерочко)____________________
5 лет (носок — носочек, чашка — чашечка, окно — окошечко)_______________________
6 лет (нож — ножик, рукавица — рукавичка, одеяло — одеяльце) ___________________
Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (по­казать по предложенным картинкам):
 4 года (кошка сидит — кошки сидят, слон идет — слоны идут) ______________________
5 лет (птица летит — птицы летят, машина едет — машины едут)____________________
6 лет (мальчик читает — мальчики читают, девочка ест — девочки едят)______________ ____________________________________________________________________________
Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по предло­женным картинкам):
4 года (девочка наливает воду в чашку, выливает воду из чашки, по­ливает цветы из лейки) _____________________________________________________________________
 5 лет (птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку)___________________________
6 лет (мальчик переходит дорогу, мальчик перебегает дорогу, маль­чик подбегает к дому) ______________________________________________________________________
3. Понимание отдельных предложений и связной речи
Понимание предложений (показать по предложенным картинкам):
4 года (Мальчик поздравляет девочку. Девочка поздравляет мальчика.)______________
5 лет (Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой.)_____________________
6 лет (Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился.) _________________________________________________
Понимание текста:
4 года (сказка «Репка»)________________________________________________________
5 лет (сказка «Колобок»)______________________________________________________
6 лет (сказка «Теремок»)______________________________________________________
4. Состояние фонематического восприятия
Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам):
 4 года: кот — кит __________________________; дом — дым_______________________
точка — удочка_________________________ ; киска — миска _______________________
 5 лет : мышка — мишка ____________________; почка — бочка ____________________
катушка — кадушка________________________ ; корка — горка_____________________
 6 лет: мышка — мошка _______________________; пашня — башня _________________
сова — софа_______________________ ; крот — грот______________________________
Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам):
 4 года: коса — коза______________________ ; мишка — миска_____________________
кочка — кошка_______________________ ; малина — Марина ______________________
 5 лет: речка — редька____________________ ; цвет — свет ________________________
челка— щелка________________________ ; рейка— лейка_________________________
6 лет: лук — люк_______________________ ; марка — майка________________________ 
ель — гель________________________ ;плач — плащ______________________________
Исследование состояния экспрессивной речи
Характер экспрессивной речи:
4 года______________________________________________________________________
5 лет_______________________________________________________________________
6 лет_______________________________________________________________________
1. Активный словарь
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам:
 4 года
Игрушки ___________________________________________________________________
Посуда_____________________________________________________________________
Одежда____________________________________________________________________
Обувь______________________________________________________________________
5 лет
Мебель_____________________________________________________________________
Овощи______________________________________________________________________
Фрукты_____________________________________________________________________
Птицы______________________________________________________________________
 6 лет
Ягоды______________________________________________________________________
Насекомые__________________________________________________________________
Животные___________________________________________________________________
Транспорт___________________________________________________________________
Назвать части тела и части предметов (по картинкам):
4 года
Ноги_______________________________  спинка стула_____________________________
Руки_______________________________ сиденье стула____________________________
Голова______________________              _______ ножки стула_____________________________
Глаза______________________________ кузов машины____________________________
Уши________________________              ______ колеса машины___________________________
5 лет
Нос_______________________________  рукав ___________________________________
Рот_________________________              _____ воротник_________________________________
Шея________________________              ______ пуговица_________________________________
Живот_____________________________  кабина машины__________________________
Грудь______________________________ руль____________________________________
6 лет
Локоть_____________________ ______ манжета__________________________________
Ладонь__________________________ петля для пуговицы__________________________
Затылок_________________________  фары______________________________________
Висок___________________________  мотор_____________________________________
Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке:
 4 года
Мяч, кукла, машинка _________________________________________________________
Рубашка, платье, шорты ______________________________________________________
 Тапки, туфли, ботинки ________________________________________________________ 
5 лет
Стул, стол, шкаф _____________________________________________________________
Огурец, помидор, морковь_____________________________________________________ 
Яблоко, банан, апельсин ______________________________________________________ 
Воробей, голубь, сова ________________________________________________________ 
6 лет
Клубника, смородина, черника_________________________________________________
Муха, комар, бабочка_________________________________________________________
Кошка, собака, корова________________________________________________________
 Самолет, автобус, машина_____________________________________________________
Подобрать антонимы (слова «наоборот»):
6 лет
Друг  ___________________ добро ___________________ горе ______________________
горячий ________________  легкий ___________________ длинный__________________
Давать _______________________  поднимать____________________________________


ГЛАГОЛЫ
 4 года (ответить на вопросы по картинкам)
Что делает мальчик? (Ест)_____________________________________________________
Что делает девочка? (Спит) ____________________________________________________
Что делают дети? (Играют) ____________________________________________________
Что делает птица? (Летит) _____________________________________________________
Что делают рыбки? (Плавают)__________________________________________________
 Что делают машины? (Едут) ___________________________________________________
 5 лет (ответить на вопросы логопеда)
Как передвигаются птицы? (Летают) ____________________________________________
Как передвигаются рыбы? (Плавают)____________________________________________ 
Как передвигается змея? (Ползает) _____________________________________________
Как передвигается лягушка? (Прыгает)__________________________________________ 
Как передвигается человек? (Ходит) ____________________________________________
Кошка мяукает. А собака что делает? (Лает)______________________________________
 А как подает голос корова? (Мычит) ____________________________________________
А как подает голос петух? (Кукарекает)__________________________________________
 6 лет (ответить на вопросы логопеда)
Ворона каркает. А как подает голос кукушка? (Кукует)______________________________
А как подает голос волк? (Воет) ________________________________________________
А как подает голос лошадь? (Ржет) _____________________________________________
А как подает голос овца? (Блеет) _______________________________________________
Врач лечит. А что делает учитель? (Учит)_________________________________________
 А что делает продавец? (Продает) _____________________________________________
 А что делает маляр? (Красит) __________________________________________________
А что делает швея? (Шьет) _____________________________________________________
ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
Назвать предъявленные цвета:
 4 года
Красный _____________________________ Синий_________________________________
Зеленый_____________________________ Желтый________________________________
Белый_______________________________ Черный ________________________________
5 лет
Красный ____________________________ Оранжевый_____________________________ Желтый_____________________________ Зеленый________________________________ 
Голубой ____________________________ Синий__________________________________
Белый______________________________ Черный _________________________________
6 лет
Красный ____________________________ Оранжевый_____________________________
Желтый _____________________________ Зеленый_______________________________
Голубой _____________________________ Синий_________________________________
Фиолетовый__________________________  Розовый ______________________________ Белый_______________________________ Черный________________________________ Серый_______________________________ Коричневый ___________________________
Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки):
 4 года
Мяч какой? (Круглый)_________________________________________________________
Платок какой? (Квадратный)___________________________________________________
5 лет
Солнце какое? (Круглое) ______________________________________________________
Печенье какое? (Квадратное)__________________________________________________
Косынка какая? (Треугольная)__________________________________________________
Огурец какой? (Овальный) ____________________________________________________
6 лет
Руль какой? (Круглый) ________________________________________________________
Окно какое? (Квадратное) _____________________________________________________ 
Флажок какой? (Треугольный)__________________________________________________ 
Слива какая? (Овальная) ______________________________________________________
Одеяло какое? (Прямоугольное) _______________________________________________
2. Состояние грамматического строя речи
Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии):
 4 года
Стол — столы
 Кот__________ Дом___________ Кукла___________ Рука___________ Окно___________
 5 лет
Рот — рты
Лев__________ Река___________ Ухо_____________ Кольцо _______________________
 6 лет
Глаз — глаза
Лист___________ Стул__________ Дерево____________ Пень__________ Воробей _____
Употребление имен существительных в косвенных падежах:
4 года
Что есть у мальчика? (Мяч)_________ Чего нет у мальчика? (Мяча)___________________
Кому мальчик дает мяч? (Девочке)______________________________________________
Что ты видишь на картинке? (Машину)__________________________________________ 
Чем рисует девочка? (Карандашом) ____________________________________________
 О ком думает кошка? (О мышке) _______________________________________________
Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам):
5 лет
Шаров _____________ Ключей______________ Берез______________ Ложек__________
6 лет
Карандашей _______________ Листьев ____________ Книг_____________ Вилок______
Согласование прилагательных с существительными единственного числа (на­звать по картинкам):
4 года
Красный мяч_____________ Синяя шапка_____________ Желтое ведро ______________
 5 лет
Оранжевый апельсин ____________ Голубая бабочка ___________ Белое блюдце______
 6 лет
Фиолетовый колокольчик __________ Серая ворона ___________ Розовое платье______
Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам):
4 года
Где стоит ваза? (На столе) ________________ Где лежат фрукты? (В корзине) __________
У кого мячик? (У мальчика) ____________________________________________________
5 лет
Где сидит снегирь? (На дереве) _________________ Где стоит машина? (В гараже)_____
 У кого кукла? (У девочки) ________________ Где стоит коза? (За забором) ____________
Где едет машина? (По дороге) _________________________________________________
6 лет
Где лежит мяч? (Под столом) ___________ Где летает бабочка? (Над цветком) ________
Откуда вылетает птичка? (Из клетки)_____________________ Откуда прыгает котенок? (С кресла)___________________________________________________________________
Употребление числительных 2 и 5 с существительными:
4 года
Два кота___________________________ Пять котов________________________________
Две машины_______________________ Пять машин_______________________________
 5 лет
Два мяча __________________________ _  Пять мячей_____________________________
Две розы ____________________________ Пять роз_______________________________
Два окна ____________________________ Пять окон ______________________________
6 лет
Два пня _____________________________  Пять пней______________________________
Два воробья_________________________  Пять воробьев __________________________
Две шали ___________________________  Пять шалей _____________________________
Два ведра___________________________  Пять ведер_____________________________
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффикса­ми (по картинкам):
 4 года
Стол — столик _______________________ Чашка — чашечка ________________________
Сумка — сумочка ____________________  Ведро — ведерочко ______________________
 5 лет
Забор — заборчик______________________  Носок — носочек ______________________
Лента — ленточка _____________________  Окно — окошечко______________________
 6 лет
Палец — пальчик ______________________ Изба — избушка _______________________
 Крыльцо — крылечко__________________  Кресло — креслице_____________________
Образование названий детенышей животных:
 4 года
У кошки — котенок ___________________   У лисы________________________________
У утки ______________________________   У слонихи ______________________________
5 лет
У зайчихи ___________________________ У волчицы ______________________________
 У белки ____________________________ У козы __________________________________
 6 лет
У медведицы ________________________ У бобрихи ______________________________
У барсучихи _________________________ У собаки _______________________________ 
У коровы ___________________________________________________________________ 
Образование относительных прилагательных:
 6 лет
Стол из дерева (какой?) — деревянный _________________________________________
Аквариум из стекла (какой?) ___________________________________________________ 
Крыша из соломы (какая?) ____________________________________________________ 
Стена из кирпича (какая?)_____________________________________________________ 
Шапка из меха (какая?)________________________________________________________ 
Носки из шерсти (какие?) _____________________________________________________
Сапоги из резины (какие?)_____________________________________________________
Крепость из снега (какая?) _____________________________________________________
Лопатка из металла (какая?)___________________________________________________
Сок из яблок (какой?) _________________________________________________________
Образование притяжательных прилагательных:
 6 лет
Очки бабушки (чьи?) — бабушкины_____________________________________________
Туфли мамы (чьи?)___________________________________________________________
Усы кошки (чьи?)____________________________________________________________
Хвост лисы (чей?)____________________________________________________________
Берлога медведя (чья?)_______________________________________________________ 
Гребень петуха (чей?)_________________________________________________________
Образование приставочных глаголов (ответить на вопрос «Что делает маль­чик?» по картинкам):
 6 лет
Мальчик выходит из дома. ____________________________________________________
Мальчик отходит от дома. _____________________________________________________ 
Мальчик подходит к магазину. _________________________________________________ 
Мальчик переходит улицу. ____________________________________________________
Мальчик обходит лужу. _______________________________________________________ 
Мальчик входит в дом. _______________________________________________________
Образование глаголов совершенного вида (составить предложения по картинкам):
 6 лет
Девочка строит домик.  _______________________________________________________
Девочка построила домик.  ____________________________________________________
Мальчик красит самолет. _____________________________________________________
 Мальчик покрасил самолет. ___________________________________________________

3. Состояние связной речи
Пересказ текста из нескольких предложений:
 4 года
КОТЕНОК
У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Ко­тенок любил играть с Катей.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 5 лет
РЫБАЛКА
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составление рассказа по серии картинок:
6 лет
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Исследование фонетической стороны речи
Исследование звукослоговой структуры слов (повторить за логопедом с опо­рой на наглядность):
4 года
Кот__________ Вода___________ Стук _________________ Мост ____________________ Спина_____________ Банка____________  Фантик____________ Ступенька____________
 5 лет
Самолет______________ __ Скворец__________________ Фотограф__________________
Микстура_______________ Парашютист _____________ Погремушка ________________
Сестренка развешивает простыни.______________________________________________
В универсаме продают продукты._______________________________________________
Парашютисты готовятся к прыжку.______________________________________________
 6 лет
Тротуар _____________________________ Градусник______________________________
Фотоаппарат ________________________ Экскаватор ______________________________ Виолончелист_______________________ Регулировщик____________________________
Виолончелист укладывает инструмент в футляр.__________________________________
Регулировщик руководит движением на перекрестке._____________________________
У фотографа фотоаппарат со вспышкой.__________________________________________
____________________________________________________________________________
Состояние звукопроизношения (отсутствие, замены звуков, возможные иска­жения, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков):
 4 года (изолированно, в словах, в предложениях)
Гласные [а], [у], [о], [и], [э]_____________________________________________________
Согласные [б], [п], [м], [б'], [п'], [м']_____________________________________________
[в], [ф], [в'], [ф']_______________________________________________________________
____________________________________________________________________________
[д], [т], [н], [д'], [т'], [н']________________________________________________________
____________________________________________________________________________
[г], [к], [х], [г'], [к'], [х']_________________________________________________________
____________________________________________________________________________
[й]._________________________________________________________________________
[с], [з], [ц], [с'], [з']____________________________________________________________
____________________________________________________________________________
[ш], [ж]_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
[Ч], [Щ]_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
[л], [л']______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
 [р], [р']_____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
5 лет (изолированно, в словах, в предложениях)
Гласные [а], [у], [о], [и], [э]_____________________________________________________
Согласные [б], [п], [м], [б'], [п'], [м']______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[в], [ф], [в'], [ф']_______________________________________________________________
____________________________________________________________________________
[д], [т], [н], [д'], [т'], [н']________________________________________________________
____________________________________________________________________________
[г], [к], [х], [г'], [к'], [х']_________________________________________________________
 [й].________________________________________________________________________
[с], [з], [ц], [с'], [з']____________________________________________________________
____________________________________________________________________________
[ш], [ж]_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
[Ч], [Щ]_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
[л], [л']______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
 [р], [р']_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
                6 лет (изолированно, в словах, в предложениях)
Гласные [а], [у], [о], [и], [э]_____________________________________________________
Согласные [б], [п], [м], [б'], [п'], [м']______________________________________________
____________________________________________________________________________ 
[в], [ф], [в'], [ф']_______________________________________________________________
____________________________________________________________________________
[д], [т], [н], [д'], [т'], [н']________________________________________________________
____________________________________________________________________________
[г], [к], [х], [г'], [к'], [х']_________________________________________________________
____________________________________________________________________________ [й]._________________________________________________________________________
[с], [з], [ц], [с'], [з']____________________________________________________________
____________________________________________________________________________ 
[ш], [ж]_____________________________________________________________________
 [Ч], [Щ]_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
[л], [л']______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
 [р], [р']_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
5. Состояние дыхательной и голосовой функций
4 года
Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюш­ное, смешанное)_________________________________________________________________
Объем дыхания (достаточный, недостаточный)___________________________________
Продолжительность речевого выдоха___________________________________________
Сила голоса_________________________________________________________________
Модуляция голоса___________________________________________________________
 5 лет
Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюш­ное, смешанное)_________________________________________________________________
Объем дыхания (достаточный, недостаточный)___________________________________
Продолжительность речевого выдоха___________________________________________
Сила голоса_________________________________________________________________
Модуляция голоса____________________________________________________________
6 лет
Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюш­ное, смешанное)________________________________________________________________
Объем дыхания (достаточный, недостаточный)___________________________________
Продолжительность речевого выдоха___________________________________________
Сила голоса_________________________________________________________________
Модуляция голоса____________________________________________________________
6. Особенности диафрагмальной стороны речи
4 года
Темп(нормальный, ускоренный, замедленный)___________________________________
Ритм (нормальный, дисритмия)________________________________________________
Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)_______________________
Употребление основных видов интонации_______________________________________
5 лет
Темп(нормальный, ускоренный, замедленный)___________________________________
Ритм (нормальный, дисритмия)________________________________________________
Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)_______________________
Употребление основных видов интонации_______________________________________
6 лет
Темп(нормальный, ускоренный, замедленный)___________________________________
Ритм (нормальный, дисритмия)________________________________________________
Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)_______________________
Употребление основных видов интонации_______________________________________
7. Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического ана­лиза и синтеза
Повторение слогов с оппозиционными звуками:
4 года
ба-па _________________________                         па-ба___________________________
га-ка__________________________                        ка-га____________________________
да-та_________________________                          та-да___________________________
ма-ба________________________                           ба-ма___________________________
ва-ка________________________                             ка-ва___________________________
ня-на________________________                            на-ня___________________________
5 лет
ба-па-ба______________________                           па-ба-па_________________________
да-та-да______________________                            та-да-та_________________________
га-ка-га______________________                             ка-га-ка_________________________
за-са-за______________________                            са-за-са_________________________
та-тя-та______________________                             тя-та-тя__________________________
6 лет
са-ша-са_____________________                             ша-са-ша_________________________
жа-ша-жа____________________                             ша-жа-ша_________________________
са-ца-са_____________________                              ца-са-ца__________________________
ча-тя-ча_____________________                              тя-ча-тя__________________________
ла-ля-ла_____________________                               ля-ла-ля__________________________
Выделение начального ударного из слов:
 5 лет
Астра ______________________                              арка _____________________________
Осень ______________________                              озеро 
Улей  ______________________                               уши______________________________
Иглы ______________________                                             искры____________________________
Выделение конечного согласного из слов:
 6 лет
Кот  _______________________                                суп _______________________________
Сом _______________________                                лимон _____________________________
Мох________________________                              сок________________________________
Выделение начального согласного из слов:
 6 лет
Мост  _________________________        банка ______________________________
Пол __________________________             тапки ______________________________
Дом __________________________         нос ________________________________
Вода   ________________________          фартук _____________________________
Кот  _________________                            год   _________________                               хлеб______________
Определение последовательности звуков в слове:
6 лет
Кот  _______________________                                 вата__________________________
Дом _______________________                               дубы _________________________
Определение количества звуков в словах:
6 лет
Бык ________________________                               вата____________________________
Дом ________________________              банан __________________________



Комментариев нет:

Отправить комментарий